Анализ сказки "Царевна-лягушка". Часть 1

Иллюстрации В.Я.Билибина
Все мы в детстве любили сказки, да и сейчас ещё любим, правда, они называются несколько иначе - мифы, фантастика, мистика, детективы. Сказка - ложь, да в ней намёк...
Анализ сказок - удивительно интересное занятие, им увлекались учёные ещё в ХIX веке, а в ХХ продолжили филологи и психологи. Известный психолог и философ Карл Юнг считал, что в сказках выражается жизнь человеческого духа. В образной форме сказка рассказывает о борьбе, происходящей в душе человека. Что это за борьба и в чём её смысл? Попробуем разобраться на конкретном примере знаменитой сказки про Ивана-царевича и царевну-лягушку. Давайте прочтём её с точки зрения аналитической психологии.
Сказка начинается с очень важного события - царские сыновья должны жениться. Делается это, с точки зрения современного человека, довольно странно: молодцы пускают стрелы. У старшего брата стрела летит на крыльцо боярышни, у среднего - на двор купеческой дочери, ну а у младшего улетела аж на болото, в лес. Этот факт для нас интересен тем, что стрелы старших братьев попадают в пространство окультуренное, в пределы городской черты, а у младшего - далеко от цивилизации, в лес. Лес - это стихия дикой природы, место, в котором господствуют силы инстинкта.
Художник И.Я.Билибин
С точки зрения Юнга, лес - символ бессознательного, сил стихийных и иррациональных, чья власть над человеком и его душой достаточно велика. Следовательно, младший брат избран в герои сказок не случайно, а в силу каких-то качеств натуры и характера, которые ему удаётся реализовать в дальнейшем. А ещё современные психологи утверждают, что младший ребёнок в семье обладает большей креативностью, то есть творческими способностями.
Художник И.Я.Билибин
Продолжая наш анализ сказки "Царевна-лягушка", вспомним диалог главных героев:
"- Ква-ква, Иван-царевич! Поди ко мне, бери свою стрелу, а меня возьми замуж.
Опечалился Иван-царевич и говорит:
- Как же я тебя замуж возьму? Меня люди засмеют!
- Возьми, жалеть не будешь!
Подумал-подумал Иван-царевич, взял лягушку-квакушку, завернул её в платок и принёс во дворец".
Вот так он и женился на зверушке. Только не так уж глупо поступил, не зря же подумал сначала. Дело в том, что лягушка - это не простая зверушка: в древности она воспринималась как животное-воплощение духа воды. В древнекитайской мифологии есть божественная пара, предшествующая появлению богов и людей, зооморфные существа Фу-си и его жена-сестра Нюй-ва (Нюй-гуа). Из этимологии имён мы узнаём, что Нюй означает "дева", "женщина", а ва/гуа - "улитка", "углубление", "лягушка", "стоячая вода". Такая многозначность имени свидетельствует о его древности.
Исследователи предполагают, что Нюй-ва могла быть духом дождевых луж, представляемым в виде скользких тварей в сырых местах. Скорее всего, Нюй-ва была лягушкой-богиней. И теперь понятно, что Иван-царевич поступил мудро, решив жениться на лягушке, тем самым связывая свою жизнь с существом божественным и могущественным, обещавшим интересные события и превращения.
Художник И.Я.Билибин
Так оно и получилось, потому что лягушка оказалась прекрасной женщиной и великой искусницей. Но в сказке, как и в жизни, что легко даётся, то и легко теряется. К сожалению, борьба и испытания неизбежны. По мнению Юнга, это является необходимым условием духовного становления человека, его личности. Юнг назвал это "законом индивидуации". "Через тернии к звёздам" - так вкраце можно сформулировать суть этого закона.
Нарушение неизвестного Ивану запрета (Василиса должна носить лягушачью шкуру строго определённое время) привело к несчастью и испытаниям. Причём ошибка героя была типична для молодого человека - излишняя самонадеянность. Не посоветовавшись с женой, он спалил её шкуру. "Не ты её надевал, не тебе её и снимать".
Чтобы подчеркнуть тяготы и длительность поисков Василисы, сказка прибегает к символическим деталям: три пары железных сапог надо сносить, три железных хлеба сглодать. Иван преодолевает этот долгий путь лишений и страданий. Ему помогают старичок, Баба-Яга и животные.
Кто же эти сказочные персонажи и какие силы психики они собой представляют? Читайте далее в "Анализе сказки Царевна-лягушка"

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
Автор статьи: Алиса Майкова

Ещё статьи по теме:
ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА (СКАЗКА С КАРТИНКАМИ) В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына. Выросли сыновья: и красавцы, и удальцы, каких ещё свет не видывал. Решил царь их женить. Дал им луки и стрелы и сказал: "Возьмите каждый по стреле, выйдете в чисто поле и стреляйте. На чей двор стрелы упадут, там ищите и невест ваших"...
 ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА (вариант сказки) Погоревал Иван-царевич и пошёл её искать. Долго ли, коротко ли шёл, вдруг видит - избушка стоит. Зашёл в избушку, а там Баба-Яга сидит. Рассказал ей Иван-царевич про своё горе.
- Василиса теперь у моей сестры живёт, - сказала Баба-Яга. - Ступай к ней, да помни: как станешь подходить, Василиса обернётся веретёнцем... 
СКАЗКА О ЦАРЕВНЕ-ЛЯГУШКЕ Основы народной этики, веками выработанные правила морали, общечеловеческий идеал воплотились в сказке "Царевна-лягушка". Она интересна детям и взрослым. Здесь мужественный, бесстрашный, верный, красивый герой преодолевает беды и невзгоды, чтобы искупить свою вину перед любимой, отстоять своё счастье и соединиться с ней. Убеждаемся в том, что сказка обладает чудодейственной силой: у неё свои законы и времени и пространства. Отбирая только самые важные в жизни героя события, она как бы уплотняет, спрессовывает время... 

0 коммент.:

Отправить комментарий