Славянские сказки

Славянские сказки
Славянские сказки весьма разнообразны по типам и богаты по сюжетам. Они, с одной стороны, имеют в своём составе международные сюжеты, такие, какие есть в сказках многих народов, а с другой - сюжеты, свойственные только славянским сказкам или сказкам лишь определённого славянского народа.
Наличие в сказках международных сюжетов (а также и типов персонажей) объясняется тем, что в творчестве различных народов действуют общие законы: оно развивается сходными путями соответственно ступеням их общественного развития. На сходных ступенях развития возникают и сходные сюжеты как отражение сходных условий жизни. Сходные сюжеты и типы персонажей в сказках славянских народов объясняются и тем, что эти народы получили от древности общее культурное, в том числе фольклорное, наследство. Вместе с тем сказки и сказочные сюжеты переходят от одного народа к другому, чаще соседнему.
Сюжеты, переходя к другому народу, но сохраняя международную основу, в то же время принимают национально-своеобразную форму и особую окраску в трактовке. Известный фольклорист В.М.Жирмунский считает, что сказки чаще, чем произведения других жанров, переходят от народа к народу, так как они имеют прозаическую форму и в них нет конкретных исторических деталей и географических особенностей.
Сходство славянских и международных сказок состоит в их структуре, сюжетах, персонажах и их чудесных помощниках. Все сказки строятся на определённым образом развивающейся цепи приключений; в них действуют резко противопоставленные положительные и отрицательные персонажи, первым помогают добрые звери и птицы, а также чудесные предметы: ковёр - самолёт, сапоги - скороходы, скатерть - самобранка. В сказках разрабатываются одни и те же сюжеты или весьма сходные.
 у чехов - Пепельчица, у сербов - Пепелюга, у словенцев - Пепелька
Международный характер имеет сюжет о Золушке, которая у поляков называется Копцюшек, у чехов - Пепельчица, у сербов - Пепелюга, у словенцев - Пепелька.
Сюжету сказки о Белоснежке близка польская сказка о королевне Снежке. И здесь злая мачеха выгоняет девушку из дома, которая затем попадает к разбойникам. Своей добротой она заслуживает их любовь. Но Снежка забывает дома волшебное зеркальце, которое и показывает её мачехе, где она находится. Мачеха разыскала её, увела домой и дала заговорённое яблоко, от которого Снежка заснула глубоким сном. Её положили в стеклянный гроб и хотели уже похоронить, но приезжий королевич поцелуем разбудил её и увёз с собой. Она стала его женой.
Международный сюжет имеет словенская сказка "Король при смерти". Король тяжело болен. Мудрецы говорят ему, что он может выздороветь лишь тогда, когда наденет рубашку счастливого человека. Им оказался весёлый бедняк, который всем доволен в жизни. Его привели во дворец, стали просить, чтобы он снял кафтан и рубашку, но он упорно отказывался. Тогда кафтан сняли с него силой. Оказалось, что на бедняке не было рубашки и кафтан был надет на голое тело. Так и умер король: не нашлось счастливого человека в рубашке.
В сюжетах, где действуют добрые помощники героя, ясно выражена моральная тенденция: они помогают только добрым людям. Так они помогают Золушке и не помогают злым дочерям мачехи; помогают герою словенской сказки "Пастушок". 
Славянские сказкиМальчик увидел у реки спящих вил, так местные жители называли волшебниц.
Все три - раскрасавицы и до того друг на дружку похожие, что и не различишь, лежали не шелохнувшись. А мальчику было и невдомек, кто они такие; он думал, что это обычные девушки, просто утомились, гуляя, и задремали.
"А ведь солнце обожжет красавицам лица! - подумал мальчик. - Жаль! Дай-ка я пособлю им!" Нарвал парень липовых веток, воткнул их в землю возле спящих, и девушки очутились в тени. Вилы увидели ветки и удивились, стали спрашивать друг друга, кто же укрыл их от палящих лучей. Но на самом деле вилы очень хорошо видели, кто о них позаботился, - ведь волшебницы никогда не спят, а лишь притворяются, будто спят. А спрашивали они друг друга потому, что хотели проверить, отзовется ли мальчик.
Но пастушок и не думал признаваться волшебницам - он пустился наутек.  Однако в тот же миг все три вилы были уже возле него. Спросили красавицы, что он хочет в награду за то, что укрыл их от жаркого солнца. Мальчик ничего не посмел попросить.
В благодарность за его доброту вилы решили подарить пастушку волшебный кошелёк, в котором никогда не переводились цехины. Но мальчик был из бедной семьи и никогда не видел таких жёлтых кружочков, а потому не знал, что с ними делать. Когда он отправился домой, то из реки вдруг начали выходить коровы, овцы и стали присоединяться к его коровам и овцам; они всё выходили и выходили из воды, пока он не оглянулся. Так вилы наградили пастушка за его доброту. А когда он пригнал коров и овец в своё село, то раздал односельчанам по корове и по нескольку овец. Этот сюжет тоже есть в сказках у многих народов.
К таким сюжетам относятся также сюжеты о золотых яблоках и жар-птице, о царевне - несмеяне, о превращении непослушного братика в козлика или барашка (сказка об Алёнушке и Ивашечке).
Славянские сказки, вместе взятые, и сказки отдельных славянских народов имеют свои особые черты. Международные сюжеты у каждого народа приобретают свои особенности, получают свою бытовую и историческую окраску. Так, например, в сербских сказках действуют сербские крестьяне, упоминаются сербские обычаи, появляются иногда герои песен, например Марко королевич, отражён местный колорит в костюмах, бытовых деталях, а также в картинах природы, хотя они в сказках весьма кратки, часто действуют вилы и змеи, характерные персонажи сербского фольклора. Для сербских сказок характерны сюжеты об отношениях серба и турка, христианина и мусульманина. Понятно, что сказки каждого народа создаются на его языке, в них передаются особенности воззрений и психологии данного народа, есть свои сказочные герои.
Сказки в своём историческом развитии прошли сложный путь. В наиболее древних сюжетах изображается борьба героя с чудовищами и великанами, с многоголовыми змеями; превращение человека в животное или птицу и, наоборот, превращение животных и птиц в людей. Так, лебеди превращаются в девушек, лягушка - в царевну, змей - в красивого юношу, как, например, в сербской сказке "Змей-жених". 
В более поздних сказках появляются новые сюжеты, новые персонажи, новая обстановка: король и царь, королевич и царевич, королевна и царевна, воины и стражники, дворцы и тюрьмы, темницы и крепости, городские стены и башни. Затем возникнут и новые конфликты - крестьянский сын и царь, мужик и пан. Наконец, появятся сказки о жадных купцах, которые будут попадать в такие же комические положения, как царь и пан.
Но в сказках всех времён сохранится народная оценка событий и действий героев и народная мораль: побеждать всегда будет добрый, честный, смелый герой и осуждаться злой, жадный, обирающий и угнетающий народ.

Автор: Николай Иванович Кравцов

Читать похожие статьи:
ОСОБЕННОСТИ ВОЛШЕБНЫХ СКАЗОК Волшебные сказки славянских народов необычайно многочисленны и разнообразны по сюжетам. Они представляют собой особый вид сказок и от других разновидностей этого жанра отличаются своей структурой, характером сюжетов и поэтикой. В волшебных сказках своеобразно соединяется реальное и фантастическое. Начало сказок, как правило, не содержит...
БЫТОВЫЕ СКАЗКИ Социально - бытовые сказки у славянских народов также весьма богаты и числом и сюжетами. Их особенности в отличие от двух первых типов сказок заключаются в следующем. В бытовых сказках ярко проявляются юмор и ирония. Обличаются общечеловеческие пороки и недостатки: жадность, леность, глупость, упрямство, болтливость...
СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ Сказки о животных, очевидно, очень древние. В них, например, чаще действуют дикие звери, нежели домашние. Возможно, что это отражение того времени, когда животные ещё мало были приручены человеком. Сказки о животных отличаются тем, что в них звери и птицы говорят и действуют,  как люди. Более того, часто под образами животных подразумеваются люди...

0 коммент.:

Отправить комментарий