Бытовые сказки

Бытовые сказки
Бытовые сказки. Иллюстратор Зенина Ксения Викторовна
Социально - бытовые сказки у славянских народов также весьма богаты и числом и сюжетами. Их особенности в отличие от двух первых типов сказок заключаются в следующем.
В центре бытовых славянских сказок - семейные и социальные отношения, с одной стороны, многочисленные сказки о жене и муже, а с другой - о барине (пане), купце, чорбаджии, попе. В бытовых сказках ярко проявляются юмор и ирония. Обличаются общечеловеческие пороки и недостатки: жадность, леность, глупость, упрямство, болтливость. Эти качества более всего присущи пану, чорбаджии, попу. Юмор и ирония нередко перерастают в едкую сатиру, направленную против панов, купцов и попов, которых всегда проводит умный и сообразительный мужик или солдат. Им присущи определённые качества: пан - жестокий, поп - жадный, а все они всегда глупы, ленивы. Сатирические сказки строятся на социальном противопоставлении, персонажи получают социальные определения и оценку. 
Герои быторых сказок
Барыня. Иллюстратор Зенина Ксения Викторовна
В такого рода произведениях выразилась народная ненависть к угнетателям и обирателям. Поэтому так часто пан, поп, судья наказываются: злую барыню во сне переносят в дом сапожника, где она, когда проявляет свои барские привычки, наказывается палкой; переодетый мужик сажает попа в мешок, обещая перенести его в рай, а, завязав мешок, избивает попа палкой. 
В сказках часто действуют герои, которые вначале притворяются дурочками и простачками, но затем, проявляя ум и хитрость, побеждают своих врагов. Таковы в русских сказках Иванушка-дурачок, в болгарских - хитрый Пётр, в чешских - Йиржик.
Есть в бытовых сказках своеобразный персонаж - глупец. Это может быть глупый муж, глупая жена, глупый зять, глупая невеста. Но есть и особый тип глупца, который выступает как герой многих сказок. Таков комический тип в польских сказках - глупый Гала. Это тип жениха-неудачника. Мать хочет его женить, но ему никак не удаётся это сделать. Не умея сказать невесте то, что полагалось бы сказать при сватанье, он всё путает, повторяет не к месту слова матери, когда она давала ему наказ, как вести себя, и этим портит всё дело. Он совершает нелепые поступки и этим похож на русского Иванушку, который, возвращаясь из города с ярмарки, мясо отдаёт собакам, потому что ему жалко их; горшки надевает на пни, чтобы не мёрзли на морозе; выбрасывает покупки, чтобы лошади было легче идти; чтобы ложки не гремели, тоже выбрасывает их. И так приезжает домой ни с чем. 
Бытовые сказки
Про Ивана-дурака. Иллюстратор Зенина Ксения Викторовна
Таков и польский герой Гала. Собаку он привязывает к шапке, чтобы не убежала; в сено прячет иголку; корову подвешивает к потолку; невесту привязывает в яслях, а та убегает от него, оставив вместо себя козу. На этого героя похож чешский Кубичек. Только он отличается тем, что ему "везёт" во всём. Мать послала его продавать масло, но ему за него не заплатили. Правда, в конце концов его собака нашла клад и он принёс его матери.
В сербских бытовых сказках есть своеобразный персонаж - Эро - хитрый, остроумный, который может посмеяться и над судьёй, и над турком, и над монахом.
Бытовые сказки по композиции и художественным средствам проще, чем волшебные; они более реалистичны. В них изображаются повседневная жизнь людей, картины реального быта и реальные жизненные ситуации. Их герои действуют в обычной жизненной обстановке и представляют собой типизированные образы пана, попа, крестьянина. Фантастика в сказках этого вида используется редко и то обычно иронически. Так, мужик, выдав себя за ангела легковерному попу, избивает его, посадив в мешок. В сербской сказке "Эро с того света" герой выдаёт себя за пришельца с того света и обманывает турка и его жену. В некоторых сказках действует чёрт, которого обманывает мужик или солдат.
Социально-бытовые сказки
Крестьянин. Иллюстратор Зенина Ксения Викторовна
Социально-бытовые сказки чаще строятся на гиперболизации и алогизме (нелепости), как в произведениях об Иванушке-дурачке, глупом Гале, Йиржике, Кубичке, Эро. Примером может быть ироническая польская сказка "Пан и холоп". Она в вариантах существует и у русских, украинцев и белорусов. Пан спрашивает приехавшего к нему из деревни крестьянина, что нового дома. Тот отвечает, что ничего нового нет, вот только пёс издох. - А как же это случилось? - Объелся дохлой конины. - А откуда дохлая конина? - Конь издох, когда возили воду тушить пожар. - А что же горело? - Дом горел. - От чего же? - От свечи, что поставили у гроба покойной барыни.

По книге Н.И.Кравцова "Славянский фольклор"

Читать похожие статьи: 
БЫТОВАЯ ШОРСКАЯ СКАЗКА ПРО ДРУЗЕЙ 
На склоне голубых гор, около ущелья Колл, жили два друга из племени Чедвер. Одного звали Копчет, а другого - Васют. Осенью и зимой они вместе в тайгу на охоту ходили, летом - дома работали. Бывали они и в ущелье. Но тропинка тогда доходила только до середины Колла и обрывалась глубокой пропастью...
ОСОБЕННОСТИ ВОЛШЕБНЫХ СКАЗОК Волшебные сказки славянских народов необычайно многочисленны и разнообразны по сюжетам. Они представляют собой особый вид сказок и от других разновидностей этого жанра отличаются своей структурой, характером сюжетов и поэтикой. Прежде всего в волшебных сказках своеобразно соединяется реальное и фантастическое...

0 коммент.:

Отправить комментарий