Как стать шаманом

Шаманка
Иллюстрации Stanislaw KRUPP
В одном древнем телеутском предании сказано, что первым шаманом или, как ещё говорили в народе, камом, была женщина. 
Однажды Богдо-хан приказал стрелять в шаманку, чтобы проверить её магические способности. Но женщина не только осталась жива и здорова, а даже стала камлать сильнее прежнего. По преданию, у неё родился ребёнок, от которого и пошли все последующие камы.
Стать шаманом мог не каждый. Шамана не выбирали и не назначали соплеменники. Шаманство передавалось по наследству из поколения в поколение в роде шамана. Считали, что духи умершего шамана сами искали и выбирали нового шамана среди его родственников из числа мужчин или женщин. Причём должность кама определялась не по желанию и не на добровольных началах, а по определению самого верховного божества - Ульгеня. Призыв к шаманскому служению проявлялся в виде "шаманской болезни", проявлявшейся в форме припадков эпилепсии. Этот момент происходит примерно на 15-18 году жизни избранного на шаманское служение. 
В 70-е годы 19 века миссионер В.И.Вербицкий писал, что "шаман не принимает должности добровольно, - напротив того, естественно противится волею и умом принятию, но это своего рода инкубация, которая с детства принимается от родителей по наследству, как болезнь. Дух предка наступает, нападает, давит. Потомок, испытав периодическое нападение в течение нескольких суток или недель и поняв своё состояние, старается морально противостоять: в свободное от припадков время не ходит туда, где камлают, не делает бубна и других принадлежностей и произвольных действий, свойственных каму. И таким образом может иногда отбиться от должности, которая по милости предка падает на него. Но это отбивание дорогого стоит: избираемый становится или вовсе безумным или уродом, или замучивается и умирает" (Вербицкий В.И. Алтайцы. Томск. 1870).
Почти также шаманскую должность описывает и В.В.Радлов: "Шаманская сила сходит на него внезапно, как болезнь. Он впадает в оцепенение. Тело его напрягается и дрожит. Он испускает нечленораздельные крики, трясётся, вращает глазами, вскрикивает, кружится и падает снова, покрытый потом и в эпилептических конвульсиях. Он хватает раскалённое железо, иглы, ножи, топоры и глотает без всякого видимого вреда. Потом через некоторое время всё извергается обратно. Страдания его растут, пока он не возьмётся за бубен и не станет шаманить. Он должен шаманить" (Радлов В.В. История Сибири. Лейпциг. 1884)
Как утверждает Л.Я.Штернберг, талант шамана не дар, а бремя. "Не по воле человека стать шаманом. Дар шамана приобретается не по желанию последнего, обычно наоборот, против его желания и высокий этот дар принимается, как тяжёлое бремя, которое человек приемлет, как неизбежное, покоряясь ему с тяжёлым сердцем обречённого"
По воззрениям телеутов, духи выбирали нового шамана не только из рода старого шамана, но и по количеству у него костей. Считали, что если у человека "шаманская болезнь", значит духи "варят" его в особом котле, разбирают и просматривают его тело. И если у кандидата в шаманы не хватало одной кости, он должен был умереть, а если находилась лишняя, то ему предстояло стать шаманом несмотря на сопротивление. В народе было распространено мнение, что "плохие кости" - признак физической, моральной и социальной неполноценности человека. С большим вниманием относились к костям животных во время жертвоприношений, на свадебных и погребальных обрядах. Полагалось разделывать туши только по суставам. Запрещалось рубить или ломать кости. Нарушение этой традиции грозило сокращением размножения скота.
Обычно шаманская болезнь продолжалась долго, иногда даже несколько лет, так как заболевший упорно противился принятию служения. Но слыша всё время во сне и во время припадков приказание камлать, угрозу задушить и обещание, при условии согласия, выздоровления, больной, измученный и напуганный, соглашается камлать, и выздоравливает. Так, шорский кам Феофан из Усть-Мрас-су болел год.ругой кам из рода Кобый улуса Сири болел три года.
Средства для существования камы телеутов и шорцев получали главным образом от своего обычного традиционного хозяйства. Доходы от камланий  не являлись у большинства камов основой их материального благосостояния. Большие камлания носили сезонный характер и совершались с весны до осени. Таким образом, шаман мог камлать не только не каждый день, но и не каждый месяц. Большинство шаманов были бедные люди, лишь самые популярные относились к зажиточным слоям населения.

Историческая справка:
Перед 1917 годом и в первые годы советской власти у бачатских телеутов шаманами были Николай (Канакай) Алексеевич Челухоев (умер в 1914 г.) и Федосья Степановна Тыдыкова (умерла в 1929 г.). Оба они жили в улусе Челухой. В улусе Шанда был шаманом Мажин Маркел (умер в 1920 г. лет 80). 
Челухоев В.И., основатель музея "Чолкой"
В 1920 г. из улуса Чарга Горно-Алтайской области приехали две молодые шаманки Прасковья Дмитриевна Шадеева и Марфа Александровна Тодышева. Они камлали во всех телеутских поселениях на рр. Бачаты (Челухой, Шанда, Черта, Большой Улус и др.). П.Д.Шадеева умерла в 1929 г., а М.А.Тодышева в 1934 г. После этого ни в Челухоево, ни в Шанде своих шаманов не было. 
(Источник: Д.В.Кацюба "Очерки духовной культуры телеутов")

Читать ещё об обычаях телеутов:
Легенда о куклах Что такое эмегендер? Почему и как они появились у телеутов? На этот счёт существует старинная легенда о куклах, которую поведал Николай Степанович Челухоев (с. Челухоево, 1972 г.). Согласно легенде у телеутов в прошлом был хан. Его маленькая дочь любила играть куклами, ухаживать за ними... 

0 коммент.:

Отправить комментарий