Хозяин горы (старинные поверья шорцев и телеутов)

Шорцы и телеуты верили в существование хозяина гор, воды
У тюркоязычных народов Сибири, к которым относятся шорцы и телеуты, широко бытовали представления о духах-хозяевах различных природных объектов - гор, озёр, рек... В сознании верующих духи-хозяева как бы сливались с самими объектами природы. Они их ожитворяли и наделяли человеческими качествами. Духи-хозяева якобы понимали людей и слышали их разговор, могли обижаться или радоваться, обеспечивать человеку удачу или наказывать его за неуважительное отношение к ним.
Окрестности реки Томь (Междуреченск). Фотограф Константин Карпов
Чтобы избежать гнева этих духов и получить их доброжелательное отношение, шорцы и телеуты совершали различные обряды.
Так, для благополучного переезда через реку приносили её духу-хозяину жертву: бросали кусочки пищи. При переезде горы Каракан телеуты вешали на деревья лоскутки материи светлых тонов (белые, красные, голубые, синие), пучки волос от гривы лошадей, бросали возле них кусочки различных продуктов, в том числе печенье, конфеты и др. Ленточки вешали не на любое дерево, а только на берёзу. Ели, пихте, кедру не привязывали, так как они "кара бюрлю агаш", то есть имеют "тёмные листья", хвою. Такой же обряд телеуты совершали и во время проезда мимо озера Танай. Нередко во время принесения жертвы духам-хозяевам телеуты обращались к ним с просьбой быть к ним благожелательными, приносить им счастье и удачу в жизни. 
Почитали и бога воды, были и священные источники.
Почитали и бога воды, были и священные источники. Если кто тонул, то говорили, что бог воды забрал себе в слуги, что это была ему жертва. В жертву богу воды приносили быков. Их душили, шкуру снимали, а мясо варили в больших казанах на берегу реки. Но прежде чем есть сваренное мясо, кусочки его бросали в воду, задабривая бога воды. Кости быка здесь же сжигали на костре. Считалось, что на священных горах, в священных рощах, источниках имеются злые духи в виде леших, чертей, поэтому вечером на речку, на луг, в рощу или на гору боялись ходить.
Телеуты изображали горы человекоподобными существами
Телеуты изображали горы человекоподобными существами огромных размеров: "Полы из каменных россыпей, свинцовая шея с богатыми деревьями, как войско, золотая броня, подушка из камней, посох из таволги". Аналогичным образом изображались горы в сакральных текстах шорцев. Им приписывалась способность вести человеческий образ жизни. По преданиям шорцев горы "могут передвигаться, переходить из одного района в другой. Более низкие горы подчинены высоким или чем-либо замечательным горам. Горы воюют между собой, вступают в брак и т.д." Географические объекты мыслились как живые существа, поэтому топонимы или гидронимы означали не просто название гор или рек, а собственные имена духов-хозяев.
Каждый шорец относился с почтением к духам-хозяевам гор и рек
Как у шорцев, так и у телеутов в прошлом были такие горы, долины, которые считались священными для отдельных родов, где и устраивались моления для них. Члены других родов не имели права на них  бывать. На этих горах совершали жертвоприношения раз в три года. Кроме того каждый шорец относился с почтением к духам-хозяевам гор и рек, около которых жил или находился в данное время. Прибыв на место охоты, они брызгали духу горы квас, а позже, когда сварится суп, угощали его супом. Во время промысла каждый день три ложки супа разбрызгивали окрестным горам. На больших перевалах шорцы складывали кучи камней. Каждый, кто проходил перевал впервые, клал на кучу новый камень.
Каждый, кто проходил перевал впервые, клал на кучу новый камень.
Были и горы, почитавшиеся членами всех родов. На этих горах запрещалась охота, заготовка леса, сена, дров, так как считалось, что звери, деревья и травы на них принадлежат только хозяину горы. Бывая на этих горах и в наше время, люди стараются не кричать, не свистеть, не петь, считая, что это может "рассердить хозяина горы". Посещение таких гор женщинами считалось нежелательным.
На охоте запрещалось ругаться, кричать, петь - чтобы не нарушить покоя хозяина тайги Кайракана; нельзя стучать чашками о котёл, в противном случае Кайракан уведёт всех соболей. Если на охоте громко засмеяться или начать ругаться, то поднимется буря. Хозяин гор любит тишину и покой. Он не выносит шума, крика, ругани; за всё это, а также за ссоры и хвастовство он лишает удачи в охоте.
У шорцев и телеутов также существовал целый кодекс правил и запретов в отношении экологии природы. Так, запрещалось загрязнять "текучую воду" (аган су), то есть реки, ручьи, источники всякими нечистотами, бытовым мусором, так как этого не терпит "хозяин воды" и рано или поздно наказывает нарушителей различными болезнями. Особенным почитанием и охраной пользовались лечебные источники (аржан су). 
Трава - это волосы земли
Не разрешалось вырывать траву с корнем, считая, что трава - это волосы земли, и хозяин местности гневался за боль, причинённую ей. Провинившихся он наказывал так же, как и за рубку молодых деревьев без крайней необходимости.

По книге Д.В.Кацюба "Очерки духовной культуры телеутов"
Похожие статьи:
Сказка о горе Пустаг  Было это, когда горы в наших краях не такие высокие и большие стояли, как сейчас. Одна только гора, в верховьях реки Бель-Су, поднялась выше других на три головы. Киндик-хан звалась, царь этого края. В те времена Киндик-хан ни на одну гору не обижался, ни на близкую, ни на дальнюю. Все горы смирные были, между собой жили ладно... 
Танайка Священными местами у телеутов всегда считались Караканские горы и озеро Танай. Люди полагали, что это места обитания душ покойников, которых необходимо всячески задабривать: кормить сладостями, говорить духам ласковые слова.Каждый проезжающий мимо этих мест замечал, что испытывает необъяснимый внутренний страх и тревогу... 

0 коммент.:

Отправить комментарий