Легенда или миф? Часть 1

Художник Наталья Деревянко
Слово "легенда", как известно, многозначно. И это создаёт серьёзные трудности в изучении истории литературы и фольклора. Сам термин (лат. legenda) возник достаточно поздно, в средневековой католической письменности, и обозначал текст, который нужно было читать во время церковной службы или монастырской трапезы (В.Пропп соотносит его с русским "четьи" в сочетании "Четьи Минеи", что означает "месячные чтения"). Текст этот был посвящён святому, день которого выпадал по церковному календарю. Здесь важно зафиксировать агиографический характер этого произведения. Естественно, что "житие по случаю" было представлено самыми яркими событиями из жизни святого.
Давно доказано, что ранняя книжная литература восходит к фольклору. И хотя само явление, названное легендой, было как бы вновь созданным в средние века, корни его следует искать именно в фольклоре.

В основе фольклора любого народа - национальная мифология. Она является не только почвой, средой, в которой фольклор зарождается и развивается, но и постоянным источником обогащения народных и литературных произведений, и особенно отчётливо это можно выявить в их образах. "Народ, - писал В.Пропп, - имеет собственную космогонию, восходящую к языческим временам и не имеющую ничего общего с космогонией библейской".
Часто в обиходном употреблении слова "миф" и "легенда" оказываются взаимозаменяемыми, особенно при обозначении понятий, связанных с явлениями общественного сознания. И это происходит потому, что понятия близки друг другу не только с логической точки зрения (у них пересекается один из признаков), но и с генетической. Значит, для изучения такого явления, как легенда, важно проследить сходство и различие общих понятий мифа и легенды и генезис легенды из архаической структуры мифологии.
Чтобы понять  универсальную сущность легенды, которая (сущность) не ограничена рамками жанра или отдельных приёмов, попробуем оттолкнуться от самого широкого понимания мифа. Блестящее начало в изучении этой проблемы было положено М.Н.Виролайнен.
миф - это особая реальность, принципиальным образом отличающаяся как от объективной, так и от субъективной реальностей.
Снежный Грифон. Наталья Деревянко
Итак, миф - это особая реальность, принципиальным образом отличающаяся как от объективной, так и от субъективной реальностей. Мифическая реальность сливает воедино субъективное и объективное, она синкретична во всех своих проявлениях. Миф (от греч. mythos - "слово", "сказание", "предание", "речь" и тому подобное) обладает такими важнейшими качествами:
- с одной стороны, он всегда воплощается в слове;
- с другой - обязательно находит своё воплощение также в материи и действии (ритуал);
- за этими проявлениями всегда остаётся что-то ещё - глубинная сакральная основа;
- воплотившись в слове, материи и действии, эта основа становится моделью мирового порядка, Космоса.
В мифологическом сознании всё происходит в пределах "нормы" этой системы миропонимания, "мифологический человек" воспринимает миф как единственно возможную реальность.
Художник Наталья Деревянко
Легенда же  всегда существует только в одном словесном "измерении". Она может опираться на события реальной действительности, но может и серьёзно удаляться от них. Она свободна в своём вымысле, всё новые и новые конкретизирующие детали облепляют исходный сюжет, и, как снежный ком, перед нами предстаёт уже целый легендарный цикл подвижных текстов, сюжетов, мотивов, эпизодов. В ней нельзя чётко выделить структуру, это не самостоятельная эстетическая система. Поэтому в ней достаточно трудно найти начало и конец, отделить исходный сюжет от "дочерних". Из-за этого цикл легенд может сближаться с так называемым циклом мифов, главное различие же заключается в мировоззренческой основе. В мифологическом сознании всё происходит в пределах "нормы" этой системы миропонимания, "мифологический человек" воспринимает миф как единственно возможную реальность. Легенда же всегда сообщает о выходящем за рамки, запредельном с позиции мировоззрения повествователя. Исключительное, будь оно героическое, фантастическое или какое-либо ещё, - вот предмет её изображения. Миф нельзя просто рассказать, в нём нужно жить. Поэтому не без основания западноевропейские учёные, говоря о текстах мифов, называют их "легендами", а английские литературоведы употребляют такое название относительно текстов мифов классической древности.
Взяв во внимание, что европейское христианство имеет более длинную историю, можно констатировать факт, что книжная католическая легенда успела хорошенько забыть своих фольклорных предков. Легенды, объединённые в средние века в сборники, особенно "Legenda aurea" (ХIII в.), послужили мощным источником сюжетов для литературы Европы и, распространившись, - для литератур других регионов.
Народная легенда как живое, подвижное, даже активное явление, несущее традиции народной мифологии, несомненно, гораздо больше привлекает наше внимание относительно литературы Новейшего времени, чем сюжетный схематизм книжной легенды.
Эти легенды дошли до нас либо в достаточно свободной форме народных житий святых (раньше их можно было увидеть на лубочных картинках), либо в форме духовных стихов или просто прозаического текста.
Художник Наталья Деревянко
Русские народные легенды, следовательно, условно можно разделить на дохристианские (позже в них могли фигурировать имена святых, Христа и Богородицы) и легенды, созданные или основательно переработанные уже после проникновения церковной идеологии.
Любой из этих типов легенды несёт в себе установку на достоверность, то, что в них рассказывается, не подвергается ни малейшему сомнению. Главная функция легенды - этическая. Это особенно касается народной легенды, связанной с христианством, в ней обнаруживаются формы идеализирующей гиперболы, приёмы панегирика, привнесённые из житийного канона. Содержание, как правило, концентрируется вокруг предметов, относящихся к христианскому верованию и религиозной морали. Эти легенды дошли до нас либо в достаточно свободной форме народных житий святых (раньше их можно было увидеть на лубочных картинках), либо в форме духовных стихов или просто прозаического текста. У первой - "дохристианской" - группы легенд этическая функция второстепенна, главную роль здесь играет познавательная содержательность. Это могут быть космогонические рассказы (о происхождении мира), географо-топонимические (о возникновении стран, морей, сёл и их названий), этногонические (о происхождении народов, племён) и прочие.
Эстетическая функция народной легенды любого типа отодвигается "за кулисы". Идеологизм, обоснование его моральной правоты с помощью вымысла - главная цель легенды.
Некоторые современные исследователи вообще говорят о внеэстетической функции, поскольку легенда служит практической цели (передача исторических, политических, космогонических, религиозных, бытовых или иных сведений).
С этим можно согласиться, но только в том случае, если речь идёт о начальном этапе бытования народной легенды. Чем дальше, тем заметнее возрастает эстетическая функция, особенно с проникновением легенды в художественную литературу. Здесь важно рассмотреть такие категории, как художественная правда и художественный вымысел, потому что в легенде они максимально приближены друг к другу и составляют как раз сущность эстетического в ней.
Категория художественной правды в современной науке рассматривается как одна из форм истины. Но истинностная основа художественной правды в произведениях "перемещена из поверхностного в более глубокие слои", "в действительности истина... (ложь) в произведениях... может быть упрятана в сюжетно-фабульном слое, слое характеров, наконец, в слое закодированных идей" (В.И.Свинцов). Художник открывает истину и в художественной форме её воплощает.
Посредством художественного вымысла в легенде пересоздаются факты реальности,выражается отношение авторского начала к изображаемому. Важно, что в ней условность оказывается средством достижения художественной правды, моральной правоты, истинности произведения.
Автор статьи Анна КРУГОВА
ЧИТАТЬ ПРОДОЛЖЕНИЕ СТАТЬИ
Читать похожие статьи
СКАЗКА КАК ФОЛЬКЛОРНЫЙ ЖАНР Сказка - эпический жанр, прозаический, имеющий развёрнутый сюжет. Её содержание необычно, но не только в смысле фантастики. У неё особого типа композиция, которая отличается сосредоточением действия на герое, повторением ситуаций; у сказки устойчивый текст...

0 коммент.:

Отправить комментарий