Баба Яга

Самое жилище Яги окружено в сказках тайной. Живёт она в избушке на курьих ножках в такой дали от всего живого, куда даже ворон костей не заносит.
Бабуля Яга. Художник Alice Sherikova
Баба-Яга - зловещая ведьма, похитительница детей, повелительница гусей-лебедей, зверей и разных лесных тварей. Самое жилище Яги окружено в сказках тайной. Живёт она в избушке на курьих ножках в такой дали от всего живого, куда даже ворон костей не заносит. Не раз пытались учёные понять этот образ. Он получил много толкований.
Было время, когда в Яге видели бурную тучу: стук и гром, которые сопровождали полёт Яги, толковали как бушевание природных стихий. Но дождевая туча была и благом для земли - поэтому образ раздвоился. Считали, что Яга - зимняя туча - это страшное существо, знобящее, несущее смерть, а летняя и весенняя Яга - туча-благодетельница. Так истолковал образ Яги известный русский учёный Александр Афанасьевич Потебня, написавший о ней особое исследование, включённое в книгу "О мифическом значении некоторых обрядов и поверий" (1865).
А.А.Потебня думал, что на образ Бабы-Яги с течением времени наслоились и иные, "нравственные" понятия. "За тучею - обитель душ, - писал А.А. Потебня, - туда идут души, оставляя тела, оттуда сходят они на землю как души людей, растений, животных; там они составляют хозяйство богини, которая, таким образом, становится подательницею и жизни, и смерти".

Василиса Прекрасная и Баба Яга
Виктор Васнецов, «Баба-яга», 1917 г
Очень рано заметили, что сходные с русской сказочной Ягой образы существуют в сказках славянских народов: у поляков, чехов, словаков и других славян. Они даже носят походие имена: Едза-Баба, Ежи-Баба, Езинка, Язя и другие. Но всё же полного совпадения нет: в сказках каждого народа образ получил свою особенную разработку, у каждого своя особенная история.
Существовали в старой науке и другие толкования Яги. Их много, и всё же один из исследователей не без огорчения писал: "В общем, вопрос о значении Бабы-Яги в славянской мифологии мало разработан".
Представления о том, что Яга - это воплощение природных стихий, современная наука отвергла, но признала факт почитания Яги как женского божества. Так, в коллективном труде "История русского искусства" академик Б.А. Рыбаков пишет: "Огромный камень, связанный с редким культом Бабы-Яги, стоял над древним Берендеевым озером. Этому камню приносились в жертвы ягоды и грибы". Почитание Яги ставится в связь с почитанием и других каменных идолов у наших предков.
Огромный камень, связанный с редким культом Бабы-Яги, стоял над древним Берендеевым озером
Баба Яга. Художник Голубечкова Светлана

Другой учёный - профессор В.Я.Пропп в книге "Исторические корни волшебной сказки" (Л., 1946) указал на связь образа Яги с мотивом посещения человеком страны мёртвых, что согласуется с характером народных сказок: попавшему к Яге человеку всегда грозит гибель - только смекалка и находчивость спасают его. Так, удалой Жихарь не дался Бабе-Яге, хотевшей сжарить его в печи, а добрая сирота убежала от Яги, и помогли ей в этом кот, собаки, берёзки, даже ворота: они не заскрипели, когда она их открыла, - сирота смазала их маслицем "под пяточками".
Спасаясь от Яги, Ивашка влез на дуб, а она стала грызть дуб - вот-вот рухнет дуб, но тут гуси-лебеди подхва
Баба-Яга. Художник-иллюстатор Служаев Виктор
Известно всем, что, спасаясь от Яги, Ивашка влез на дуб, а она стала грызть дуб - вот-вот рухнет дуб, но тут гуси-лебеди подхватили Ивашку на крылья и унесли домой.
В сказках Яга враждует с людьми - люди ищут спасения, когда сталкиваются с нею. Но известно также, что не все сказки так говорят о Яге. Припомним некоторые из них. Коварные братья подняли наверх добытых Иваном красавиц, а самого его сбросили вниз, в подземелье, и тут Иван пришёл к Бабе-Яге. Он просит у неё могучего орла, чтобы улететь на нём на Русь. Баба-Яга сказала Ивану: "Иди же ты в садок; у дверей стоит караул, и ты возьми у него ключи и ступай за семь дверей; как будешь отпирать последние двери, тогда орёл встрепенётся крыльями, и если ты его не испугаешься, то сядь на него и лети..." Иван так и сделал. Орёл вынес его на Русь. Вернулся Иван домой, братьев наказал - стал жить да быть.
Яга даёт доброму молодцу совет взять у царь-девицы под подушкой пузырёк с живой водой; потом надо ударить по голове змея, стерегущего вход в дом, - он заснёт на трое суток - и перескочить на коне через тын, да так, чтобы не задеть натянутых сверху струн: иначе всё царство взволнуется - не быть молодцу живому. Молодец исполнил всё, о чём ему сказала Баба-Яга.
В другой сказке Ивану-царевичу с сестрой надо попасть в некое царство, где весь народ вымер. Привёл их туда подаренный Ягой клубочек - сам катится и указывает путь. Яга одаривает героя чудесным конём, открывает героям секреты - их знание спасает от гибели. Вообще Яга творит множество добрых дел. В этой роли доброго советчика и помощника Яга так же неизменна, как и в роли враждебного существа.
Как же понять эти действия Яги и почему они не согласуются с теми её действиями, когда она враждует с людьми? Всё дело в том, что поздние сказки равно одинаково следуют и положительным понятиям о Яге, когда она выступает в роли советчицы и дарительницы, и отрицательным, которые пришли на смену первоначальным, положительным. Сначала Яга воспринималась в целом как благожелательное существо. Герой сказок попадает к ней, пройдя многие вёрсты. Перед ним диковинная избушка. 
Стань к лесу задом, а ко мне передом

По чудесному заклятию: "Стань к лесу задом, а ко мне передом" - избушка поворачивается. Герой входит в это странное жилище. Хотя Баба-Яга встречает смельчака неизменным пофыркиванием: "Фу-фу-фу! Прежде русского духа слыхом не слыхано, видом не видано..." - но это по той причине, что Яга принадлежит другому миру, враждебному людям. Профессор В.Я. Пропп писал о том, что Яге не по себе от запаха живого человека. "Запах живых так же противен и страшен мертвецам, как запах мёртвых страшен и противен живым". 
Баба-Яга - мертвец. Она лежит в своей избе "из угла в угол, нос в потолок врос"
Баба-Яга - мертвец. Она лежит в своей избе "из угла в угол, нос в потолок врос". Изба тесна Яге, она в ней - как в гробу. Что Яга покойник, говорит и её костеногость. Баба-Яга - слепая: она не видит героя, а чует его по запаху. Яга - старуха. Людям далёкого времени таким именно представлялось загробное бытие их умерших предков по женской линии. Таким образом, Баба-Яга - покойная родоначальница. Считалось, что, уйдя из жизни, она покровительствует своему роду - племени. Её память чтили и тем самым думали, что заручаются её поддержкой. Вот почему Баба-Яга оказывает героям сказок помощь, даёт им добрые советы, взамен же требует одного - почитания, уважения. За это она отплачивает добром.
Культ родоначальницы - предка - в мифах у всех народов тесно связывался с понятием о так называемом тотеме. "Тотем" - слово нерусское, пришло из языка племени индейцев оджибве. Оно означает: "его род". Тотем - родоначальник - это либо животное, либо растение, либо предмет неживой природы, который у родовых групп бывал объектом религиозного почитания. Тотема нельзя было убивать, употреблять в пищу в силу того, что он признавался родственником. Очень рано древние понятия о тотемах стали связывать с понятием о предках-родоначальниках. Этим-то и объясняется особая власть старухи Яги над природой, да и в ней самой много черт от животного. В некоторых сказках Ягу заменяет козёл, медведь, сорока. Яга может обращаться в разных птиц и зверей. Близостью к тотемам можно объяснить характер её избушки на курьих ножках. Все положительные черты Яги появились именно в это историческое время и по традиции сохранились в сказках. Но на этом развитие образа не остановилось. 
Культ женского предка уступил место культу предка по мужской линии. Смена понятий последовала за победой патриархального уклада жизни над матриархатом. Некогда уважаемое существо, Яга была развенчана: обществу потребовались другие покровители. Понятие о предке по женской линии претерпело глубокое изменение, вследствие чего у Яги появились и крайне отрицательные свойства. Яга превратилась в ведьму. 
Яга превратилась в ведьму.
Она внушает ужас и отвращение, действует против людей, подобно другим чудовищам. Народное сознание подчинилось произошедшему изменению мифического образа и придало Бабе-Яге черты, которых ранее у неё не было. Ягу наделили чертами людоедки, похитительницы зверей, характером злой воительницы, беспощадной к жертвам.
Прежнее почитание Яги сохранилось лишь в образе безымянной старушки-задворенки. Герои чтут её, вежливо кланяются ей при встрече. Старушка довольна и помогает тем, кто просит её совета. Так у Яги появляется двойник, отличающийся от неё только тем, что на него не распространилось осуждение.
Автор статьи Владимир Прокопьевич Аникин

Сказки про Бабу Ягу:
ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА (вариант сказки) Погоревал Иван-царевич и пошёл её искать. Долго ли, коротко ли шёл, вдруг видит - избушка стоит. Зашёл в избушку, а там Баба-Яга сидит. Рассказал ей Иван-царевич про своё горе.
- Василиса теперь у моей сестры живёт, - сказала Баба-Яга. - Ступай к ней, да помни: как станешь подходить, Василиса обернётся веретёнцем... 

0 коммент.:

Отправить комментарий